Николай Японский

Память святого равноапостольного Николая Японского - 16 февраля

Святой равноапостольный Николай Японский      1 августа 1836 года в селе Береза Смоленской губернии в семье бедного дьякона Димитрия Касаткина родился сын. Мальчика окрестили Иваном. Пяти лет он потерял мать. Окончив Бельское духовное училище, а затем Смоленскую духовную семинарию, в 1857 году Иван Касаткин поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 
      Когда в 1860 году двадцатичетырехлетний миссионер выехал в Японию, проповедь Евангелия в этой стране казалась совершенно немыслимой. По словам самого отца Николая, "японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи".
      Первые годы, казалось, только подтвердили эту печальную мысль: через восемь лет паства русского миссионера в Японии составляла всего двенадцать человек. К концу же его жизни в Японии было уже двести шестьдесят шесть общин, имевших епископа, архиепископа, тридцать пять иереев, сто шестнадцать проповедников и около тридцати трех тысяч мирян!
      В 1855 году Япония разрешила русским создать в Хакодате первую дипломатическую миссию. В 1860 году русский консул в Японии направил просьбу в Святейший Синод, чтобы прислали пастыря, "который мог быть полезным не только своей духовной деятельностью, но и учеными трудами и своей личной жизнью в состоянии был бы дать хорошее понятие о нашем духовенстве не только японцам, но и иностранцам". Просьба была передана в Духовную академию.
      В числе выпускников ее был Иоанн Касаткин. Узнав о письме, Иоанн Касаткин подал прошение на имя ректора о постриге в монашество и о назначении его в русское консульство в Японию. Его просьба не встретила возражений. В июне 1860 года он принял постриг с именем Николай. В том же месяце он был посвящен в сан иеромонаха и стал иноком-миссионером. А уже в июле молодой иеромонах выехал на место своего служения - в японский город Хакодате.
      Японцы издавна плохо относились ко всему иностранному и крепко держались за свои обычаи. Японский народ был совершенно чужд христианской этике. Об этом можно судить хотя бы по сословию самураев: в случае бесчестья самурай обязан был покончить жизнь самоубийством - сделать харакири. Конечно, в их сознании христиане, поклоняющиеся Христу, распятому на кресте, выглядели просто ужасно. Тем более что они утверждали, что этот человек был Богом!
      Восемь лет изучал Японию молодой миссионер. Его интересовало все: язык, обычаи, нравы. К 1868 году он уже бегло говорил по-японски, знал историю этой страны лучше самих японцев.
      Одним из первых японцев, обращенных отцом Николаем в православие, был Савабе. Этот Савл, превратившийся в Павла, был жрецом-синтоистом, пользовался всеобщим уважением и жил в совершенном довольстве. Однажды он зашел к русскому священнику только затем, чтобы высказать свое презрение и ненависть к христианской вере. Начав разговор резко и насмешливо, он в продолжение беседы делался все задумчивей. На следующий день Савабе пришел снова, а в конце разговора попросил начать обучать его христианскому вероучению. На первое занятие он принес тушь и кисть; отец Николай рассказывал историю Ветхого Завета, а Савабе наносил на бумагу иероглифы. Спустя год Савабе привел к отцу Николаю своего друга, врача Сакаи. Еще через год к ним присоединился врач Урано. Много позже, при крещении (отец Николай не спешил с ним, давая своим ученикам возможность лучше усвоить истины новой веры), они получили имена апостолов: Павел, Иаков, Иоанн.
      В 1870 году Николай был назначен начальником вновь учрежденной Японской православной миссии. А в 1871 году в стране начались гонения на христиан. Павел Савабе был заключен в тюрьму, а с ним еще восемь православных. Свыше ста человек были вызваны на допросы.
      Но вскоре все изменилось: старые указы против христианства были отменены. Отец Николай начал строительство церкви и школы, а потом и духовного училища. Он перевел на японский язык богослужебные книги, составил богословский словарь. В Японии насчитывалось уже более четырех тысяч христиан.
      В 1875 году Павел Савабе был рукоположен во священника, а Иоанн Сакаи - во диакона. Спустя пять лет отец Николай стал первым епископом Токийским. В Токио им был возведен кафедральный собор Воскресения Христова.
      Началась русско-японская война. В послании к православным японцам святитель Николай писал: "Господу угодно было допустить разрыв между Россией и Японией. Да будет Его святая воля... Братья и сестры, исполните все, что требует от вас в этих обстоятельствах долг верноподданных..." Как патриот России, теперь он не совершал общественных богослужений, за которыми ему пришлось бы молиться о победе японского оружия.
      Во время войны отец Николай был единственным русским в миссии. Он навещал пленных соотечественников, всячески помогал им. А его японская паства за время войны только выросла: в 1905 году крестилось шестьсот двадцать семь человек!
      За свои подвижнические труды в 1906 году святитель был удостоен возведения в сан архиепископа. Несмотря на эти очевидные знаки расположения к нему высшей церковной власти, до конца своих дней он являл образец совершенного смирения, нисколько не возвеличиваясь ни перед кем.
      1 февраля 1912 года, на семьдесят шестом году жизни, святитель Николай мирно отошел ко Господу. Он стал первым европейцем, которого похоронили на старинном кладбище в Токио.
      10 апреля 1970 года Русская Православная Церковь прославила святителя в лике святых. Со дня своей смерти и до сегодняшнего времени святой Николай почитается в Японии как великий праведник и особый молитвенник перед Богом. Воздвигнутый им Воскресенский собор в Токио называют не иначе как "храм святого Николая".

Наши контакты:

8 900 267 1000 Глеб
8 918 225 1723 Ольга
8 918 316 8336 Светлана (Фотиния)

 

 

г. Краснодар, ул. Красноармейская, 37, сквер им. Г.К. Жукова
(Соборная площадь святого Александра Невского)